Мы в СМИ: Какие возможности открывает для бизнеса логистика в условиях санкций

В современных условиях бизнес был вынужден столкнуться с трудностями продвижения своих продуктов и услуг, потери сотрудников и логистических операций. Последняя проблема стала особенно важной для многих предпринимателей, поэтому решили разобраться в вопросе вместе с экспертом Артемом Ступак, сооснователем и коммерческим директором компании «АйдоЛаб», которая специализируется на расходных материалах и оборудовании для лабораторий.

Подробнее читайте в статье: https://secrets.tinkoff.ru/blogi-kompanij/logistika-v-usloviyah-sankcij/

Есть свет в конце туннеля

Ошибочно думать, что с введением санкций жизнь закончилась. Если компания до санкций уже специализировалась на доставке грузов из определенной страны в Россию, то после наложения запрета вариантов сотрудничества у нее будет даже больше.

Например, компания поставляла на рынок России один вид товара или до санкций являлась официальным дилером иностранного производителя на территории РФ. В таком случае организовать параллельный импорт данной компании будет проще. Она сможет закупать через компанию-посредник в дружественной стране напрямую у производителя, или у его дилеров в странах ЕС, Азии и Ближнего Востока.

Взять договор на себя. У российской логистической компании есть возможность «взять договор» с иностранной компанией-партнером на себя, то есть на свою партнерскую компанию в другой стране. За прошедший год мы перелопатили большое количество логистических компаний. Некоторые сразу отвечали, что таких возможностей у них нет. Если такая возможность есть, то дальше уже обсуждаются нюансы: в какой конкретно стране есть своя компания, и готова ли она закупать необходимый вам товар, как дальше его вывозить в Россию. Косвенных признаков, которые показывали бы возможность работать по такой схеме, нет.

Внимание на детали

Выбор логиста — важный этап. Высока вероятность, что при выборе агента вслепую можно получить не самого профессионального специалиста. Который может забрать груз не вовремя, не в полном объеме, нарушить упаковку и условия транспортировки, повредить на этапе доставки, сделать ошибки при оформлении сопроводительных документов. Взыскать какую-либо компенсацию за срыв сроков поставки, повреждения товара и иных нарушений условий сотрудничества будет практически невозможно.

Вместимость и специализация партнерского склада. При ежемесячных поставках груза от 2,5 тонн и общем объеме 16 метров кубических, склад временного хранения (СВХ) должен быть не менее 60—80 квадратных метров. Также стоит учитывать условия хранения и транспортировки, важно ли соблюдать определенный температурный режим и степень влажности. Специализация СВХ может быть важна в зависимости от типа товаров или услуг, которые компания предоставляет.

Например, для хранения продуктов питания могут потребоваться склады с холодильными камерами, а для хранения определенных товаров может потребоваться специализированное оборудование или условия хранения. К сожалению, не всегда компания-посредник готова предоставить не только возможность провести через себя оплату, но и СВХ нужно объема, и возможность долго хранить у себя ваш груз, поэтому необходимо обращать на это внимание.

Способы доставки. Если доставка морем, то надо понимать, в какую страну и порт идет груз. Может прийти в порты стран ЕС, тогда есть вероятность, что завезти груз будет проблематично или невозможно вовсе, если он санкционный. Или например, морем до Владивостока, а оттуда железнодорожным транспортом. Если груз доставляют авиа, то опять же вопрос промежуточной страны: Турция, страны ЕС или страны Таможенного Союза. Важно детально изучить всю цепочку движения груза от поставщика до клиента. В случае, если код товарной номенклатуры попадает в санкционные списки, то количество логистических цепочек меньше,  промежуточных точек доставки груза будет больше.

Стабильность и своевременность. На рынке выигрывает тот, у кого всегда есть на складе самые востребованные позиции или уже скоро будут. В текущей ситуации мы постоянно ищем и прорабатываем все возможные каналы поставки товара на российский рынок. При том, что у нас есть надежные логистические партнеры. Процесс поиска иных, запасных логистических путей происходит постоянно. Для нашего бизнеса это ключевой фактор успеха. Мы знаем, что не все наши конкуренты смогли перестроить свои логистические пути и вернуться к докризисному уровню оборачиваемости товара на складе. У нас есть уникальная возможность занять лидерскую позицию в своей товарной категории.

Если раньше мы возили напрямую из США, то теперь выстроили закупку и доставку товара через компании-партнеров в двух странах ЕС, Азии и Ближнего Востока. Так минимизируем риск резкого прекращения одной из логистической цепочки. Чтобы выстроить эти 4 маршрута поставки товара в Россию, ушло полгода. Хоть наши два банка первыми попали под санкции, в России есть небольшие банки, которые могут провести оплаты компаниям-посредникам в другие страны

Противодействие сложностям

Тут стоит обратить внимание на дополнительный досмотр и блокировку груза.

Дополнительный досмотр. Если доставка сборная, то есть едет фура с абсолютно разным товаром, то есть риск, что из-за какого-то одного груза машину задержат на дополнительный осмотр. И могут досмотреть не только товар, который вызвал сомнения и подозрения, а весь груз. Вот тогда задержка может быть на 2-4 дня. Но может и больше, тут уже все индивидуально. У нас такое было в марте 2022 года, когда санкции только ввели. Чужой товар попал в санкционные списки, и из-за этого стали детально проверять все. На сегодняшний день санкционный список не меняется. Пока новых санкций не ввели. Но в любой момент ещё какой-то товар может попасть под запрет. Тут совет только один — отслеживать нововведения и держать руку на пульсе. Или эту функцию берет на себя логистическая компания. Наш логист своевременно информирует о каких-либо новых сложностях в доставке и предлагает варианты решения.

Блокировка груза. Такой риск возможен только в условиях санкций. В апреле 2022 года, когда международные логистические компании отказывались везти грузы в Россию, наш товар, не входящий в санкционные списки, плыл морем из США международным перевозчиком в порт страны ЕС на склад временного хранения. Фактическим получателем была компания посредник в ЕС. Но из-за того что производитель при отправке груза из США указал конечного получателя российскую компанию, в порту ЕС груз задержали до тех пор, пока не предоставили исправленные документы.

Стратегия ускорения

Чтобы ускорить процессы, я рекомендую попробовать их оптимизировать, а также составить индивидуальный логистический маршрут.

Оптимизация. 5—7 дней средний срок прохождения таможенного контроля на границе. Опытный логист знает, насколько придирчиво на каждом посту проверяют грузы. Необходимо изначально узнать у логиста, через какие посты проходят его фуры, отслеживает ли он в динамике скорость проверки грузов, может ли оперативно направить машину на самый оптимальный таможенный пост.

Индивидуальный логистический маршрут. Индивидуальный расчет происходит под какой-то конкретный товар и может занимать от 1 до 3 недель. В практике работы нашей компании был такой опыт доставки химических индикаторов для одной крупной фармацевтической компании. Сложности были в том, что необходимо было соблюдать температурные условия хранения и перевозить индикаторы в индивидуальном термоконтейнере. На согласование всех условий доставки ушло три недели: от получения товара у производителя в США и доставки до дверей клиента в Москву. Размер и вес самих индикаторов был как одна коробка конфет. Доставка обошлась клиенту в 8 раз дороже самого товара. Поэтому индивидуальная доставка окупается только в случае очень дорогого и уникального груза.

Итоги 2023 года

Сегодня логистические пути проходят через Турцию, страны СНГ, страны Ближнего Востока и Азии, некоторые дружественные страны ЕС. Безусловно, товары двойного назначения ввезти в РФ непросто. Так как не все страны готовы брать на себя риск вторичных санкций. В тоже время, товары, которые попали под санкции, но не имеющие прямого или косвенного отношения к оборонной промышленности, в Россию привозят. При этом, запрет на въезд фур с российскими номерами на территорию ЕС, увеличил стоимость доставки в среднем до 10% и увеличил срок поставки. Товар на таможне стали проверять внимательнее и жестче.

В целом, можно сказать, что бизнес смог перестроить свои закупки и логистику, организовать параллельный импорт. Практически, любой товар можно приобрести, вопрос только в цене, готов ли покупатель заплатить в 2 или даже в 3—4 раза дороже обычного.